blogkam.ru
Блоггеров - [ 319 ] Статей - [ 953 ] Комментариев - [ 1304 ]
Создай свой мир - блоги, авторские статьи, дневники
 Рубрикатор
Hi-Tech
Авто
Бизнес
Дом
Общество
Развлечения
Культура
СМИ
Учеба
 
 Рекламка
Руководство по покупке б у серверов где купить.
 
 Блоги в этом разделе
"Новое русское" кино
06-06-2008 # alisa_china
Смотреть свежие фильмы on-line:...
04-10-2008 # olgaivach
Новинка на поприще сетевых услуг –...
24-11-2008 # afrostoreru



 Рубрика: Кино

Масштабные исторические проекты

Автор блога: neobroker
Размещено: 16-09-2012

Трилогия режиссёра Виталия Мельникова «Империя. Начало»
   
Минувшая осень была урожайна на масштабные исторические проекты: «Адмиралъ», «Исаев» и «Вольф Мессинг: видевший сквозь время». Российские кинематографисты, искажая факты и неточно расставляя акценты, амбициозно представили доверчивому зрителю отечественную историю с «голливудским» налётом.
   
За чередой этих телесериалов, широко разрекламированных на центральных каналах, практически незамеченным прошёл ещё один достойный упоминания.13-15 октября 2009 года телеканал «Культура» показал трилогию режиссёра Виталия Мельникова «Империя. Начало». Три фильма о русской истории XVIII века уже демонстрировались как самостоятельные произведения, однако впервые были объединены общим названием и представлены как многосерийный художественный фильм. С чем это связано? Модная тенденция — хорошо зарекомендовавший себя продукт в новой упаковке, — или желание по-новому переосмыслить уже созданное? Наверное, и то и другое. В любом случае, трилогия получилась очень гармоничной. В том числе благодаря общему эпиграфу. Он звучит так: «Проклятье злого дела в том, что вновь и вновь оно рождает зло. Фридрих Шиллер». Сложно было бы подобрать более точный эпиграф, так как именно «проклятье злого дела» — это лейтмотив каждого из трёх фильмов.
   
Я уверена, что посмотреть фильмы удалось немногим. Тому есть несколько причин. Вряд ли кто-нибудь в разгар рабочей недели смог дождаться полуночи, времени, когда фильмы начинались, и не заснуть до половины второго. Конечно, на следующий день их повторяли — в час пополудни…
   
Первый фильм трилогии — «Царевич Алексей», снятый в 1997 году по мотивам одноимённой трагедии в 5 действиях Дмитрия Мережковского. Уже один выбор столь первоклассного источника заставляет зрителя ожидать многого. И, забегая вперёд, нужно заметить, что эти ожидания оправдаются.
   
Царевич Алексей представлен тихим, богобоязненным человеком, которому не нужен ни престол, ни власть. Он мечтает о тихой жизни со своей возлюбленной подальше от двора. Кстати говоря, возлюбленной царевича становится девушка из дворовых. Однако единственному его желанию не суждено исполниться… Вечные дворцовые интриги, борьба за престол превращают отца в палача, а сына — в жертву. Оклеветанный и униженный, брошенный всеми, Алексей под пытками умирает в подвалах Петропавловской крепости. Это, пожалуй, самая сильная сцена фильма. «Давай, бать, споём, как раньше певали. Про Якоба. Я буду Якоб, а ты — «динь-бом-бом»,— просит царевич. Наивная песенка из счастливого детства и уставший от жизни, затравленный, никому не доверяющий монарх вновь превращается в заботливого отца, укладывающего спать любимого сына. С той только разницей, что сын его теперь заснёт навечно. Алексей Зуев в роли царевича неподражаем: образ, созданный им, напоминает образ Христа, невинно убиенного за людские грехи. Актёр прекрасно играет глазами, в них столько боли, страдания, но в то же время и всепрощения. Он как истинный Божий человек не держит зла на своих обидчиков. Таков царевич Алексей в фильме Мельникова.
   
Поражает и образ царя Петра в исполнении Виктора Степанова: холодный, жёсткий, сильный самодержец корчится в слезах, ему невыносима мысль, что нет больше на свете его Алёшеньки, и что он повинен в смерти любимого сына. Праздник в честь Полтавской победы, интриги и козни Меншикова, предательство графа Петра Андреевича Толстого — всё это уже не имеет значения, нет больше того, ради кого действительно стоило жить. Вряд ли простой зритель, знакомый с русской историей только по школьным учебникам, может воспринять сюжет фильма объёмно. Ведь Меншиков, пригретый на плече императора, властолюбец и корыстолюбец, умрёт в ссылке в маленьком, сибирском городке Берёзове Тобольской губернии. Изворотливый граф Толстой, руководитель Тайной канцелярии и один из главных мучителей царевича Алексея, также уйдёт в могилу в ссылке в Соловецком монастыре. Будь зритель в курсе «продолжения истории», ему было бы легче почувствовать всю иронию истории и зыбкость обретённого благополучия.
   
Фильм снят, как бы сегодня сказали, «вкусно», «сочно». Совершенно не нужен модный ныне 3D эффект, то есть эффект присутствия, вовлечённости в происходящее, чтобы почувствовать себя участником событий. Блестящая работа оператора и гениальная игра актёров — достоинства не только первой части, но трилогии в целом.
   
«Царская охота» — картина, снятая ещё в советское время, в 1990-м, по пьесе Леонида Зорина «Самозванка», — центральная часть трилогии. За основу взята известная легенда о княжне Таракановой. Под этим именем вошла в историю самозванка, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы и Алексея Разумовского. Происхождение и настоящее имя княжны неизвестны. Отличаясь редкой красотой и умом, а также любовью к роскоши, Тараканова всегда имела немало поклонников, средствами которых свободно распоряжалась, доводя некоторых до разорения и тюрьмы. Она переезжала из Киля в Берлин, из Берлина в Гент, оттуда в Лондон, затем в Париж, называла себя то девицей Франк, то Шель, то госпожой Тремуйль, то султаншей Али-Эмете, то принцессой Азовской и, наконец, превратилась в принцессу Елизавету Владимирскую. Согласно этой версии, она происходила из богатого русского рода князей Владимирских, воспитывалась у дяди в Персии, а по достижении совершеннолетия приехала в Европу с целью отыскания наследства, находившегося в России. Екатерина II, узнав о намерениях самозванки, поручила графу Алексею Орлову арестовать «княжну» и привести её в Россию. Поручение было выполнено, самозванка была заточена в Петропавловскую крепость, где и скончалась, по одной из версий, от чахотки. В фильме же перед нами несколько иная история, более интимная и трагичная.
   
Граф Орлов (Николай Ерёменко) действительно приезжает в Италию, чтобы захватить самозванку, но, поражённый её красотой и умом, без памяти влюбляется в неё. Чувство оказывается взаимным. Елизавету Тараканову играет Анна Самохина, на мой взгляд, идеально подходящая для этой роли. Борьба долга и чувства прекрасно показана в сцене после свадьбы на корабле, когда княжна должна быть арестована. Последний поцелуй и отчаянные, судорожные объятия мужа и жены, которых венчал ряженый в попа матрос. Кажется, что он воспрепятствует аресту, спасёт ее, увезёт, спрячет, что любовь победит, но долг сильнее. Любовник будет допрашивать свою пассию в стенах Петропавловской крепости.
   
Екатерину блистательно играет прославленная Светлана Крючкова. Созданный ею образ абсолютно не хрестоматиен, её Екатерина — прежде всего не «просвещённый монарх», а несчастная, неудовлетворённая женщина, которая больше всего на свете боится потерять незаконно обретённую власть. Ей везде мерещатся заговоры и предательства. Парадокс, но царица не выглядит величественно, а скорее вызывает жалость и отвращение, особенно когда ведёт Григория Орлова в свою спальню, чтобы сделать фаворитом и, расстёгивая на себе мужской маскарадный сюртук, шепчет: «Ну, граф, помоги». Маскарады, пиры и балы — обычное явление того времени. Там царит неумеренность во всём. Всё это больше напоминает вертеп. Не случайно финалом выбрана сцена звериного пира, где лошади, в ублажение каприза Орлова, едят из фарфоровых тарелок с белоснежной кружевной скатерти. А люди в это время пьют горькую и валяются на полу, усыпанном грязным сеном, в точности как лошади.
   
«Царская охота» — прекрасное, исполненное метафорического смысла, но неоригинальное название. Драматург Леонид Зорин назвал свою пьесу «Самозванка». Однако в 1960-е годы настаивать на таком названии было невозможно, особенно после свержения в 1964-м Никиты Хрущёва. Заключительная реплика пьесы от поэта Кустова «А кто нынче не самозванец?!» вызывала в то время коннотации, которые без пояснений воспринимались «шестидесятниками». «Я ловлю в далёком отголоске // Что случится на моём веку» — эти строки автора «Доктора Живаго» стали символом веры, краеугольным камнем системы ценностей поколения. Известные писатели, историки, литераторы и кумиры интеллигенции той поры — Лев Аннинский, Юрий Давыдов, Натан Эйдельман — все они были друзьями автора и первыми читателями пьесы, великолепно владели культурой иносказаний, намёков, аллюзий. И свергнутый Хрущёв, и свергнувший его Брежнев сами были в известном смысле самозванцами.
   
Не только судьба названия, но и судьба самой пьесы была под большим вопросом. Уж слишком смелой она была, слишком очевидно намекала она на настоящее, слишком свободно смотрела в будущее. В мемуарном романе «Авансцена» Зорин пишет: «… Завершая свою «Самозванку», вложил я в уста Екатерины многозначительную реплику, обращённую к бывшему фавориту: «Григорий Григорьевич, великой державе застой опаснее поражения». В ту пору это слово ещё не звучало в любой статейке, ещё не стало знаком эпохи, но драматургу положено чувствовать воздух времени. А этот воздух словно застыл, стал плотным, душным и неподвижным».
   
Заключительный фильм «Бедный, бедный Павел» был снят не так уж давно, в 2003 году. Сюжет фильма — знаменитая история о заговоре и убийстве императора Павла Петровича. Эту историю Мельников, как истинный художник, представляет немного по-своему. Как и следовало ожидать, в «Бедном, бедном Павле» ключевой фигурой становится отнюдь не персона императора и даже не его сына. Главный кукловод — павловский же ставленник, граф Пётр Алексеевич Пален. Такого рода «кукловодство» — тонкий намёк на тех «серых кардиналов», которые в действительности вершат политическую историю, — это умелое манипулирование людьми и обстоятельствами заметно и в первых двух фильмах трилогии. Вспомнить хотя бы начальника Тайной канцелярии графа Толстого или светлейшего князя Меншикова, о котором после смерти адмирала Франца Лефорта Пётр I скажет: «Осталась у меня одна рука, вороватая, да верная».
   
Однако в «Бедном, бедном Павле» всё уже настолько очевидно, что главную роль можно смело отдать Олегу Янковскому и его графу Петру Палену. Хотя Виктор Сухоруков не менее талантливо изображает своего Павла. Он пытается изменить расхожее мнение о том, что император был бездушным солдафоном и умалишённым самодуром. Актёр создает образ наивного, глупого ребёнка, который с детства не знал других игр, кроме солдатиков и с увлечением строил игрушечный Петербург. Теперь же получив наследство от маменьки, он по-прежнему играет в солдатиков, только теперь они — живые люди. Игрушечный царь на настоящем троне: очевидно, так долго продолжаться не могло. Быть может, Павел сам это понимал, ведь не случайно, в мельниковской интерпретации, император фактически добровольно идёт на заклание, а это совершается при временном, дьявольски хитроумном самоустранении со сцены основного интригана, который, разумеется, не будет лично марать руки.
   
Ещё одна жертва интриг — сын Павла, будущий Александр I, который, как и царевич Алексей, не хочет трона, ищет спокойный уединённой жизни, но это невозможно, пока ты в России и ты — сын императора…
   
Минувшая осень была урожайна на исторические сериалы, не самого высокого «исторического» качества. На их фоне трилогия известного мастера Мельникова выгодно отличается документальностью, достоверностью и большим вкусом. Это неудивительно: над талантливым произведением работала команда специалистов высочайшего класса, а все три фильма консультировал известный петербургский историк и постоянный автор журнала «Родина» Евгений Анисимов — прекрасный знаток «осьмнадцатого столетия».
   
Кинематограф — искусство, поэтому как во всяком искусстве в нём, безусловно, существуют определённого рода «натяжки». И человек, блестяще разбирающийся в истории, безусловно, их заметит. Однако простому зрителю они неведомы, и все три фильма, вышедшие на экран за 13 лет, смотрятся на одном дыхании. Нужно иметь большой талант и очень любить своё дело, чтобы на протяжении многих лет хранить и воплощать на экране одну масштабную идею.



Ваш комментарий для "Масштабные исторические проекты"
Ваше имя:
Текст сообщения:
(1000 символов),
html теги не пройдут
Защита от спама    3+3=
     Обратная связь © 2008-2024 гг.   Создай свой мир