blogkam.ru
Блоггеров - [ 319 ] Статей - [ 953 ] Комментариев - [ 1304 ]
Создай свой мир - блоги, авторские статьи, дневники
 Рубрикатор
Hi-Tech
Авто
Бизнес
Дом
Общество
Развлечения
Культура
СМИ
Учеба
 
 Рекламка
Канапе на заказ с доставкой заказать доставку канапе.
 
 Еще по этой теме
Объединенные Юристы - 20 лет на рынке юридических услуг
22-07-2008 # rentrealty23



 Рубрика: Деловые услуги

Регистрация юридических лиц

Автор блога: RosRegistr
Размещено: 09-06-2008

Отечественное законодательство по данному вопросу является сравнительно новым и состоит главным образом из Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Закон о регистрации). Этот закон обобщил в одном нормативно-правовом акте положения, которые регулируют отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра и заменил собой значительный объем разрозненных нормативных актов, часто противоречащих друг другу и создающих серьезные препятствия для развития предпринимательства, а следовательно, и гражданского общества в целом.
Безусловными достоинствами ныне действующей системы являются:

принцип "одного окна", который сделал возможным регистрацию в упрощенном порядке, что отразилось на снижении административных барьеров в этой сфере;

введение в практический оборот единого информационного ресурса - Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), в который включены сведения обо всех зарегистрированных на территории Российской Федерации юридических лицах;

стремление законодателя к унификации и персонификации общих принципов юридической ответственности, как регистрирующих органов, так и заявителей.

Но с другой стороны, действующее сегодня законодательство, несмотря на то, что был сделан значительный шаг вперед, продолжает пестрить пробелами, в ряде случаев не обеспечивающим и не гарантирующим ценности регистрации. Более того, нормативные акты, которые составляют институт государственной регистрации, все еще часто не согласованы, а порой и противоречивы, что в совокупности отражается на эффективности и практическом применении этого правового института.

Так, анализ хозяйственной деятельности зарегистрированных в нашей стране юридических лиц позволяет говорить о том, что около 50% этих организаций создается и регистрируется для участия в схемах уклонения от налогообложения, в схемах легализации и выводов активов за рубеж. Безусловно, что одной из основных причин создавшегося положения является отсутствие сколько-нибудь реальных правовых преград для создания таких субъектов и в первую очередь неэффективность регистрационного законодательства. В связи с этим, хотелось бы более подробно остановиться на некоторых таких пробелах.

Серьезной проблемой действующего регулирования является отсутствие каких бы то ни было механизмов реального контроля за наличием имущества, составляющего его уставный капитал. Среди документов, которые необходимо представить для государственной регистрации в связи с созданием юридического лица, ст. 12 Закона о регистрации предусматривает только два документа, содержание которых затрагивает уставный капитал, - заявление о государственной регистрации и учредительные документы. Согласно официальной форме заявления, заявитель в ней указывает лишь на форму имущественной основы (уставный капитал, складочный капитал, уставный фонд, паевые взносы), а также его размер. То же самое предусмотрено и в отношении учредительных документов.

Вместе с тем, ни заявление, ни учредительные документы не содержат в себе сведений, подтверждающих оплату учредителями уставного капитала. В связи с этим, на практике не редки случаи, когда создается коммерческая организация, учредительные документы которой (а также заявление на регистрацию) содержат все необходимые сведения, но уставный капитал не оплачивается. Отказать в государственной регистрации такого юридического лица невозможно, во-первых, потому что должностные лица регистрирующих органов не имеют законных прав на проведение содержательной экспертизы представленных документов (т.е. проверку таких документов на их достоверность и соответствие законодательству) и, во-вторых, потому что в ст. 23 Закона о регистрации отсутствует соответствующее основание, которое могло бы быть применено в рассматриваемом случае. В связи с этим было бы целесообразно внести соответствующие изменения в регулирующее законодательство, наделив регистрирующие органы правами на проведение такой экспертизы.

Нельзя не упомянуть и о такой стадии регистрации, как правовая экспертиза представленных от имени заявителя документов. Суть этой стадии воплощается в количественной и качественной проверке должностными лицами регистрирующих органов документов в целях принятия на ее основе соответствующего итогового решения - либо о регистрации, либо об отказе в регистрации.

Закон о регистрации не содержит ни единой нормы, которая бы закрепляла правила принятия итоговых решений. Существующие в его содержании статьи под наименованием "Порядок государственной регистрации" (статьи 8-11, 13, 15, 18, 22) указывают лишь на сроки, место регистрации, правила подачи документов и так далее. Нет подобной информации и среди подзаконных актов Правительства и Федеральной налоговой службы.

Тем не менее, процессуальные действия органов Федеральной налоговой службы при принятии решения о регистрации можно определить из оснований отказа в государственной регистрации, так как последние отражают, главным образом, суть регистрации, описывая те факты, поиском которых и занимаются регистрирующие органы. В основе принятия решения об отказе в регистрации лежат в основном формальные основания, в отличие, например, от действовавшего ранее законодательства, которое предусматривало возможность отказа в регистрации в случаях нарушения при процедуре создания юридического лица требований законодательства.

Вместе с тем, стадия правовой экспертизы документов является ключевой, основной, стороной государственной регистрации вообще и государственной регистрации юридических лиц, в частности, а также важной частью института государственного контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов и предотвращения экономических преступлений.

В связи с этим, следует признать, что действующий порядок регистрации малоэффективен и не отвечает требованиям, которые стоят перед институтом государственной регистрации. Действительно, как можно обеспечить интересы кредиторов, третьих лиц, если законодательство допускает реальную возможность легализации юридического лица по подложным документам? Более того, образовавшаяся ситуация дает легальную возможность по распространению так называемого "рейдерства", то есть недружественных поглощений одних организаций другими, нередко при помощи самих регистрирующих органов, с целью завладения их имуществом, производственными ресурсами, деловой репутацией и т.п.

Иными словами, в действующем законодательстве недостаточно проработан вопрос о предварительном государственном контроле за корпоративной (главным образом предпринимательской) деятельностью хозяйствующих субъектов. В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона о регистрации, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица - "в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц". При этом законодатель сделал эти действия не обязанностью, а только правом регистрирующего органа. Иными словами, регистрирующий орган может (при наличии желания) осуществить соответствующую проверку и выявить нарушения. В связи с этим не вполне ясна логика нашего законодателя: зачем регистрировать юридическое лицо, вносить данные о нем в государственный реестр для того, чтобы потом его ликвидировать и исключать из реестра? То есть, в чем смысл осуществлять затратные действия в рамках текущего и последующего контроля, если их можно было бы провести предварительно, до момента регистрации и этим предотвратить возможные негативные последствия?

Для исправления возникшей ситуации было бы целесообразно дополнить Закон о регистрации нормами о содержательной проверке представленных на государственную регистрацию документов, одновременно пересмотрев нормы, закрепляющие срок государственной регистрации, а также отказ в регистрации.



Ваш комментарий для "Регистрация юридических лиц"
Ваше имя:
Текст сообщения:
(1000 символов),
html теги не пройдут
Защита от спама    7+5=
     Обратная связь © 2008-2024 гг.   Создай свой мир