blogkam.ru
Блоггеров - [ 319 ] Статей - [ 952 ] Комментариев - [ 1304 ]
Создай свой мир - блоги, авторские статьи, дневники
 Рубрикатор
Hi-Tech
Авто
Бизнес
Дом
Общество
Развлечения
Культура
СМИ
Учеба
 
 Рекламка
 
 Блоги в этом разделе
Защитим здоровье от изменений климата!
15-04-2008 # ECOportal
Земля посылает сигнал
24-08-2008 # cupol
Пушка, стреляющая… птицами
08-10-2009 # Val



 Рубрика: Науки

Пушка, стреляющая… птицами

Автор блога: Val
Размещено: 08-10-2009

Меня давно интересует этот вопрос. А вопрос заключается вот в чем. Известно, что когда выходит из строя мотор, скажем, на истребителе, то летчику приходится катапультироваться. Вспомните, именно так поступил Анатолий Квочур, когда во время показательных полетов в Ле-Бурже в двигатель его самолета попала птица. Ну а что делать, когда нечто подобное произойдет с двигателем 300-местного лайнера? Разве напасешься на всех парашютов? Да и как эвакуировать сотни человек в считанные минуты, остающиеся до падения лайнера на землю?..

Этот вопрос интересует многих людей, которым время от времени приходится бывать авиапассажирами. Ответить же на него я попросил специалиста, инженера АО «Пермские моторы» Владимира Михеева.
Конечно, это немыслимое дело — снабдить каждого пассажира парашютом. Ведь кроме всего прочего, тогда всем необходимо проходить парашютную подготовку. И все равно, наверное, нет гарантии, что в самый неподходящий момент кто-то не запаникует, не откажется прыгать, преграждая путь остальным.
Поэтому авиакомпании всего мира пошли по другому пути обеспечения безопасности авиапассажиров. Во-первых, на каждом авиалайнере, как правило, не один, а несколько — обычно два, три или четыре двигателя. Причем их мощность подбирается с таким расчетом, что, если даже выйдет из строя один двигатель, мощности оставшихся хватит, чтобы продолжить полет или совершить аварийную посадку.

Далее, каждый двигатель, предназначенный для пассажирской авиации, проектируется и строится с расчетом на повышенную конструктивную прочность, возможность противостоять самым невероятным происшествиям. Например, если вдруг в двигателе сорвется со своего места лопатка компрессора или вентилятора, то ее удар примет на себя корпус двигателя, усиленный специальным бандажом. И лопатка останется внутри гондолы, не ворвется внутрь пассажирской кабины, подобно зенитному снаряду. Если даже лопнет вал двигателя, его удар примут на себя другие агрегаты, двигатель и в этом случае не разлетится на куски, сокрушая все вокруг. Ну а пожар, как правило, способна подавить автоматическая система пожаротушения.
Теперь о камнях, пыли и зазевавшихся птицах, которые могут попасть в двигатель при полете через район песчаной бури, вулканического извержения или через трассу постоянных птичьих миграций. В своих расчетах конструкторы обязательно учитывают и эти факторы. Ну а насколько верны их расчеты, проверят на испытательных стендах. Вот как, например, проводились испытания нашей новинки — известного во всем мире двухконтурного турбовентиляторного двигателя ПС-90 А.

Двигатель установили на стенде, запустили и стали создавать разные препятствия его работе. Для начала впрыснули в двигатель около тонны воды, имитируя тропический ливень. Двигатель снес это издевательство, режим его работы не изменился.
Тогда на вход вбросили несколько десятков килограммов пыли и мелких камней. Опять-таки все обошлось без видимых последствий — двигатель продолжал работу.
После этого в него стали стрелять... птичьими тушками из специальной пневмо-пушки. Для начала в нее зарядили 16 птиц весом по 100 граммов каждая. И стали стрелять порциями по четыре птицы через каждые четверть секунды, как бы имитируя попадание взлетающего авиалайнера в птичью стаю. Двигатель работал на полных оборотах, как это и положено при взлете, а пушка выбрасывала свои «снаряды» со скоростью 85 метров в секунду. И все же двигатель лишь незначительно снизил обороты на несколько мгновений, а потом устойчиво работал еще 5 часов 10 минут — до конца испытаний.

Во второй раз в пушку зарядили уже пять тушек весом по 700 граммов. Новая очередь в двигатель... Он опять-таки снизил тягу, но затем снова устойчиво работал 7 часов. Лишь когда в третий раз в него выстрелили целым гусем со скоростью 165 метров в секунду, двигатель как бы поперхнулся, потерял устойчивость работы. Однако в этот момент сработала противопожарная система, рабочий режим был автоматически восстановлен.
Правда, стоит, наверное, отметить, что подобная «стрельба» не прошла бесследно. На лопатках потом были обнаружены выбоины, словно в двигатель попали осколки настоящего снаряда. Однако сколько-нибудь серьезно на работоспособности двигателя они не отразились. Так что теперь есть уверенность: столкновение Ту-204 или Ил-96, для которых предназначаются двигатели ПС-90 А, с пернатыми нарушителями не обернется катастрофой.

В. Б. Савостин, Рязанская область






Ваш комментарий для "Пушка, стреляющая… птицами"
Ваше имя:
Текст сообщения:
(1000 символов),
html теги не пройдут
Защита от спама    4+8=
     Обратная связь © 2008-2018 гг.   Создай свой мир