Конкуренция существовала и существует на всех уровнях в цепочке «производство – поставки - продажи автозапчастей». Верхний слой поставщиков, включающий производителей автомобилей и комплектующих, особенно жестко конкурирует друг с другом за оптовые торговые сферы, что обусловлено высокой прибыльностью, особенно когда речь идет о легковых автомобилях. Крупные фирмы, занимающиеся производством определенных позиций запчастей и деталей, поставляют свою продукцию, как автосборочным предприятиям, так и центральным складам торгующим автоорганизациям. Немалую долю покупателей у таких фирм составляют и независимые оптовые продавцы, составляющие в свою очередь конкуренцию следующему конкурирующему уровню. В любом случае на этом уровне конкуренция в первую очередь идет только по оригинальным запасным частям. Все запчасти камаз, а также запчасти маз поставляются фирмой Мидкам напрямую, непосредственно со склада предприятия-изготовителя.
Другое дело, если предприятия из первого уровня занимаются изготовлением запчастей к автомобилям определенной марки, не имея договоренностей с производителями этих машин, то такие запчасти, несомненно, относятся к разряду неоригинальных. Но учитываю производственную специализированную базу и соблюдение технологических процессов на таких предприятиях, можно с уверенностью говорить о высоком качестве таких неоригинальных запчастей. Такой товар приобретают в основном независимые оптовики, чья сфера предлагаемой продукции разнообразна и объемна. Далее, на более низком уровне конкурируют между собой независимые предприятия, производящие неоригинальные запчастей. Продукция таких фирм обычно не соответствует стандартам изготовителей оригинальных запасных частей, тоже можно сказать и о качестве выпускаемой продукции на данном уровне. Отличительной особенностью запчастей, производимых в таких фирмах, является очень низкая цена на товар, в которую, естественно не входят сборы и пошлины. Но именно низкая цена в данном сегменте привлекает определенный круг покупателей с низким доходом. Еще на более низком уровне конкурирующих компаний находятся мелкие фирмы, которые занимаются разборками автомобилей, годных только для дальнейшего использования целостных деталей. Цены на такие бывшие в употреблении запчасти составляют обычно до 50% цен на соответствующие новые узлы и детали. Не смотря на некоторые проблемы, компании, работающие на данном уровне, приобретают достаточно большое количество заинтересованных покупателей в основном среди механиков автосервисов. Довольно много появилось и продавцов подержанных узлов и деталей для импортных автомобилей.
На самой низкой ступени оказывается довольно большое количество конкурентов, которые имеют преимущество в более тесном общении с конечным потребителем, обладают более точной информацией о конкурентных качествах запчастей при расчете цены на товар, а также востребованностью конкретных узлов для конкретных марок машин. Такие предприятия в основном практикуют восстановление изношенных агрегатов и запчастей по определенным заказам клиентов, и часто плотно сотрудничают с фирмами, которые занимаются чисто разборками машин. Для предприятий, работающих на данном уровне, всегда есть хорошие перспективы развития и расширения сферы продаж за счет установки соответствующего оборудования, которое создаст серьезную конкуренцию полукустарному восстановлению запчастей.
Это направление развития уже стало основой бизнеса в сфере автозапчастей - «сервиса по обмену агрегатов», особенно развившегося в сфере ремонта дорожно-строительной, землеройной, сельскохозяйственной и другой техники, эксплуатируемой в отдаленных от крупных населенных пунктов местностях. Доходность такого сервиса весьма серьезна, так как покупатель знает, что получит гарантированное качество деталей и надежность узлов. Практика таких сервисов достаточно широко используется в Европе.
|