Отношение русского сознания к власти может быть выражено словами апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». Но что это значит? Разве и безбожная власть от Бога? Разве она не от лукавого? На такие вопросы следует дать отрицательный ответ. Почему? Потому что из этой простой формулы следует, что человеку нужно сторониться власти. Не его это дело, а Бога. Бог - судия для власти, а не человек. Изменить природу власти никому не удастся. В самом деле, человек может стремиться к власти, но не может противостоять ей. Государственная машина способна превратить в прах любого. И только на Христе она сломала свои зубы. Нельзя, чтобы люди делали глупость, бросая бессмысленный вызов власти. Объявляя всякую власть от Бога, народное сознание как бы говорит: не человеческое это дело - бросать вызов власти, ибо силы их совершенно несоизмеримы. Если же объявить, что власть исходит не от Бога, а от человека, то тогда она покажется соизмеримой с человеком, и многие люди попытаются вступить с ней в борьбу, попробуют изменить ее природу, а это чревато для них катастрофой. Ибо природа любой, даже самой «доброй» государственной власти - это насилие.
Волю человека часто нельзя обуздать умом и направить ее к цели. Иными словами, есть вещь гораздо страшнее власти. Это безвластие. Вот безвластие - не от Бога, а от лукавого. В пространстве безвластия пробуждаются и показывают себя все пороки человека. Во время безвластия ничего нельзя сделать, все невозможно. А главное - в этом пространстве все может исподволь вести человека ко злу. В том числе и власть.
Но в той мере, в какой власть мыслится от Бога, она перестает быть основным вопросом усовершенствования общества или социальной революции. Человеку не следует увлекаться переустройством общества. Ему нужно не вращать вокруг себя глазами, а изменить самого себя. Из формулы «всякая власть от Бога» следует: только изменяя себя, человек может изменить социальный мир.
|