Китайская автоэкспансия – вопрос времени?
Экономическое чудо Поднебесной – давно уже не новость. Но, тем не менее, очередная высота, покоренная шустрыми соотечественниками Мао, становится почему-то неожиданностью для остального мира. С не меньшим удивлением, чем спортивные комментаторы на прошедшей Олимпиаде в Пекине сообщали о победах китайских атлетов, многие обозреватели автомобильного рынка обнаружили, что скоро им придется осваивать иероглифическую систему письма – настолько часто им приходится в работе сталкиваться с продукцией заводов КНР. Похоже, потомки Конфуция настроены отнюдь не миролюбиво по отношению к конкурентам – пришло время всерьез заговорить о китайской автоэкспансии?
Легковой транспорт Производственные мощности Поднебесной давно и надежно оккупировали производители автомобилей из Америки, Японии и Европы – в Китае собираются Nissan, Volvo, Honda, Skoda, Ford и другие известные бренды. Но развивать на международном уровне марку родом из КНР еще лет 20 тому назад показалось бы исключительным безумием. Однако свойственное данной народности тихое упорство преодолевает все: например, по итогам 2007 года лучшие (практически феноменальные!) показатели роста продаж продемонстрировала китайская Chery - с результатом в +245% по сравнению с предыдущим. На 2008 год планка была поставлена более скромная – в 26%; не сомневаемся, что она будет покорена. Воодушевленные таким успехом, китайцы тут же открыли производство модели Tiggo в Новосибирске, а из сборочных цехов на базе Бийского котельного завода выезжают новенькие пикапы Admiralы с лейблом FAW на капоте. Учитывая, что в подавляющем большинстве машинки являются практически точными копиями более популярных собратьев (например, Daewoo Matiz или Opel Frontera), но процентов на 20 дешевле, задуматься потребителю есть о чем!
Грузовой транспорт Воспользовавшись существующим сейчас некоторым дефицитом предложения, китайские грузовики легко и изящно проскользнули в образовавшуюся нишу рынка. Конечно, в каком-то плане здесь конкуренцию им может составить популярная б/у техника, особенно это касается авто из США. В противовес европейским, грузовые автомобили из Америки при аналогичном качестве будут дешевле, отличаясь довольно простым обслуживанием – но подводит их пока что недостаток на рынке оригинальных запчастей. Заменить нужную деталь для какого-нибудь International 9800 на запчасти МАЗ или запчасти МТЗ, согласитесь, несколько проблематично. Да и дюймовые ключи вряд ли водятся в арсенале обычного автослесаря, не говоря уж о соответствующей литературе. К тому же поиск приемлемого варианта б/у может занять 3-4 месяца – при этом очередь на новенького тяжеловеса отечественного производства (автомобили ЗИЛ, автомобили ГАЗ и т.д.) растягивается на 1-3 мес.
Китайцы же быстро сориентировались и стали в массовом порядке открывать свои сервис-центры, при этом легко соглашаясь на дилерство. Выпускаемые по лицензии европейских компаний грузовички made in China обладают большей грузоподъемностью, чем отечественные аналоги, и более приятной ценой. В итоге продажи некоторых марок выросли в десятки раз – так, за 11 месяцев 2007 г., по данным "Авторевю», в Россию было ввезено 4,2 тысячи грузовиков Howo против 50-ти за аналогичный период 2006 г., а самосвальный рынок и вовсе стал практически национальным – около трети принадлежит выходцам из КНР. Shaanxi, Donfeng, Beifang Benchi, FAW, Howo, Camc, Hania уверенно вытесняют автомобили ГАЗ, автомобили ЗИЛ и прочие привычные нам марки.
Спецтехника Здесь можно от души поаплодировать китайскому трудолюбию – победа, достойная олимпийских.Китайская спецтехника в считанные месяцы покорила российского потребителя – само собой, низкой ценой и неплохим фабричным обвесом: хотя бы тот же гидроусилитель руля; ну и активным сотрудничеством с известными западными брендами. Например, Liugong комплектует свои машины не запчастями МЗКТ или запчастями МАЗ, а Cummins и Kawasaki. Фронтальные погрузчики, бульдозеры, экскаваторы, скреперы – все эти славные представители семейства спецтехники в возрастающем количестве начинают приезжать из Китая. И если раньше основные нарекания были к огромному числу гарантийных случаев у китайской спецтехники - теперь эта ситуация улучшается на глазах. Качеству и сервисному обслуживанию покупателя все производители Поднебесной, как по команде, стали уделять все больше внимания. |