blogkam.ru
Блоггеров - [ 319 ] Статей - [ 953 ] Комментариев - [ 1304 ]
Создай свой мир - блоги, авторские статьи, дневники
 Рубрикатор
Hi-Tech
Авто
Бизнес
Дом
Общество
Развлечения
Культура
СМИ
Учеба
 
 Рекламка
Размещаем вывески световые короба - в Воронеже
 
 Блоги в этом разделе
Долгий путь в жизнь
08-04-2008 # Val
Философия платных опросов
19-04-2008 # rey345
Вся правда об оплачиваемых опросах в...
19-04-2008 # rey345



 Рубрика: Периодика

Право на жизнь и счастье

Автор блога: kr-tgtu
Размещено: 30-04-2010

Весна в этом году выдалась на редкость затяжной, холодной. Окружающие сетовали на капризы матушки-природы, а Лидия Николаевна Атапина (в девичестве Самарская) ждала прихода нынешней весны с нескрываемым волнением. В начале апреля она отметила свой юбилей – 85-летие со дня рождения. А послезавтра грядет еще один славный праздник, который навсегда поселился в ее сердце-День Великой Победы. Вспоминая о прожитых годах, Л. Н. Атапина (на снимках) как будто заново переживает всю свою жизнь…
   
Детство
… Лидочка была последним, самым младшим ребенком в многодетной семье Самарских. Отец, Николай Павлович, работал бухгалтером. Мать, Ирина Нестеровна, занималась воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства. Слыла неплохой портнихой, поэтому подрастающая Лидочка, как, впрочем, и трое ее старших сестер и брат, могли по праздникам щеголять в обновках — простеньких, недорогих, но сшитых со вкусом и любовью.
Многим в те далекие двадцатые годы жилось нелегко. Молодое государство рабочих и крестьян только еще становилось на ноги, укрепляло свои позиции в мировом сообществе. Семья Самарских некоторое время жила в Красном Яре Молотовского (ныне Жирновского) района. В начале 30-х, когда начался массовый голод в Поволжье, Самарские перебрались в Тамбовскую обрасть, где в одном из сел жил и работал брат Александр. Но семья все равно испытывала нужду
Мать, Ирина Нестеровна, умерла 30 декабря 1938 года. Здесь же, на Тамбовщине, и похоронили ее Александр и Лидия. Отец тогда работал в другой местности, а две старшие сестры уже вышли замуж и жили своими семьями: одна – в Белоруссии, другая – в Красном Яре (Несколькими годами раньше Самарские уже пережили одну семейную трагедию, похоронив 19-летнюю дочь и сестру Таисию.. ).

Атапина Лидия
   
Юность, опаленная войной
После смерти матери Антонина, старшая сестра, забрала Лидию к себе, в Красный Яр Девушка доучилась в школе-семилетке, окончила 6-месячные курсы бухгалтеров. Потом по приглашению сестры Валентины приехала в Белоруссию, устроилась в г. Бобруйске секретарем народного суда
Зять Михаил был военным. Незадолго до начала Великой Отечественной войны его перевели на новое место службы – в Белостоцкую область. И Лида осталась в Бобруйске одна Впрочем, это обстоятельство девушку нисколько не испугало: она с детства привыкла быть самостоятельной
   
…22 июня 1941 года, воскресенье. Дата, навсегда разделившая мир на «до» и «после»: началась Великая Отечественная война. Лидия Николаевна и сейчас, вспоминая об этом, не может говорить спокойно о трагических событиях тех далеких дней Перед глазами вновь встает обезумевшее от ужаса лицо квартирной хозяйки-еврейки, толпы прохожих, жадно слушающих у репродукторов на улицах Бобруйска сводки Совинформбюро, массовые артналеты, гибель людей и бесконечный поток беженцев, спешащих поскорее выбраться из горящего города. А еще – невыносимая жара, жажда и голод. Лидия Николаевна и сейчас удивляется, как у нее хватило сил вынести все это. Вместе с подругой Ксенией Сергейчик они с толпой беженцев кое-как добрались до г. Рогачева. Ужасно хотелось есть. У Лидии при себе случайно оказались настоящие швейцарские часы, найденные однажды на танцах в городском парке. На деньги, вырученные от их продажи, девушки запаслись продуктами и отправились с беженцами в товарном составе вглубь страны.
   
… До Воронежа добирались долго, окольными путями. Чаще всего поезд двигался ночью, с продолжительными остановками. На больших станциях беженцев кормили горячим питанием. Все происходило четко и организованно, без излишней суеты.
В Воронеже всех стали распределять по новым пунктам назначения. Ксению оставили в этом же городе, а Лидию отправили домой, в Красный Яр. И больше подруги никогда не встречались.
В Красном Яре Лидия устроилась на знакомую ей работу в народный суд, а в свободное время ходила вместе со всеми копать противотанковые рвы.
В августе 1941 года семья получила похоронку: в Белоруссии под Рогачевом погиб брат Александр.
Многое в те скорбные дни передумала девушка, прежде чем решила пойти в военкомат и попроситься на фронт – «Хочу отомстить за брата». Ей поначалу отказали, но заявление приняли и пообещали пригласить, если потребуется.
   
Бить врага до победного!
Лидию Самарскую пригласили в военкомат весной 1942 года. Враг отчаянно рвался к Сталинграду. Тысячи юношей и девушек добровольцами уходили на фронт защищать город на Волге. Группу девушек, куда вошла и Лида, направили в Карповку, на 3-месячные курсы обучения премудростям службы в одной из структур войск ПВО – ВНОС (воздушное наблюдение оповещения связи). Были среди солдат такие, кто поначалу насмехался над этой необычной аббревиатурой. Но война все расставила по своим местам. От оперативности сведений службы ВНОС зависело очень многое. Кажущиеся хрупкими девушки были глазами и ушами нашей армии. По шуму мотора в ночном небе, днем – по фюзеляжу, «хвостовому оперению» самолета противника они безошибочно определяли его тип, курс, дальность полета и сколько приблизительно смертоносного груза он перевозил и на своем борту. Вся информация оперативно передавалась на командный пункт, который обобщал полученные сведения и принимал дальнейшие решения, влияющие на обстановку на фронте.
А она, обстановка на фронте, накалялась с каждым днем. Самолеты противника летали теперь в Сталинградском небе не только ночью, но и днем. Лидия Николаевна вспоминает, как в один из июльских дней их пост получил приказ перебазироваться в Сталинград. До города добирались сквозь пламя пожарищ и бомбежки, где пешком, где ползком, голодные, в тяжелых английских ботинках на гвоздях, которые в шутку именовали «Як-1» (в честь нашего неподдающегося самолета) за негнущуюся подошву. В выжженной от зноя и пожарищ степи их заметил немецкий самолет-разведчик. Он низко пролетел над девушками, медленно сделал несколько кругов и также неторопливо удалился. Девушки смотрели на него, ни живы, ни мертвы
   
   – Вот фашист Совсем обнаглел!
   – сказала одна из ВНОСовок. – Ну, ничего, мы им еще покажем!
   
Наконец пришли в Сталинград. Город полыхал от зарева пожарищ. Свой первый пост здесь Лидия Самарская с подругами несла на самой высокой точке Мамаева кургана.
   – Только что прошел дождь, трава мокрая, а мы взбираемся на высоту, на самый ее пик в английских «Яках», обдирая ладони и колени.
   
Утром командир роты Стасенко принес девушкам консервы. Все банки очень сильно пострадали от пожара на складе, где хранились. Открыли их, а они оказались непригодными в пищу…
… Девушки пробыли на занимаемой высоте два дня. Их не раз бомбила вражеская авиация, но они выстояли, несмотря ни на что. А потом поступил приказ передислоцироваться на противоположный берег Волги, в Бекетовку. Путь до переправы проходил через весь Сталинград. Жара, запах раскаленного асфальта, красная от людской крови волжская вода, горящая от разлитой нефти… Этого ужаса Лидии Николаевне не забыть никогда…
Благополучно переправиться на другой берег удалось только к вечеру. Ни о чем не думалось, ничего не хотелось, только бы отдохнуть. Да где там! Прошедший дождь не оставлял на это никакой надежды. Все вокруг мокрое, холодное. В лесопосадках наломали веток от деревьев. Так и просидели на них до утра, подбадривая друг друга.
Сталинградская битва. Победу в ней ковал весь советский народ. В те зимние суровые дни серьезных боев за город на Волге рота, в которой служила Самарская, получила приказ любой ценой обеспечить бесперебойную связь со штабом фронта. Лидия Николаевна вспоминает, как они, девушки, заменившие мужчин, ушедших на фронт, в лютый мороз лазали на столбы, натягивая обледенелые негнущиеся провода связи. Было жутко, страшно, но желание разгромить врага воодушевляло, помогало с достоинством выдерживать выпавшие на их долю испытания.
Весной 1943 года батальон, в котором служила Лидия Самарская, направили в Белоруссию, в Гродненскую область Ей довелось участвовать в отражении атак бендеровцев, скрывавшихся в лесах. Она до сих пор не может забыть, как эти нелюди безжалостно уничтожили располагавший неподалеку от них соседний пост из 5 девушек – ВНОСовцев.

Лидия Атапина
   
Победа!
Память женщины-ветерана хранит немало других эпизодов из фронтовой жизни. Но есть среди них тот, один-единственный, ради которого советские люди преодолевали невзгоды и лишения – желанный День Победы. Известие о нем застало Лидию Николаевну на боевом посту в белорусском городе Лида. Радости было столько, что люди не скрывали слез, обнимали и поздравляли друг друга с событием, которого ждали долгих 1418 дней и ночей…
С войны Лидия Самарская вернулась домой, в Красный Яр, в августе 1945-го, в звании сержанта, с боевыми наградами: медалью «За оборону Сталинграда», орденом Отечественной войны II-й степени, значком «Отличник ПВО». (Позже к ним добавилась еще одна – медаль Жукова (награда нашла Лидию Николаевну в 1996 году)).
   
Счастье – в детях и внуках
Но недолго пробыла Лидия в Красном Яре. Посмотрев, как непросто живется старшей сестре Антонине с детьми, без мужа, который еще не демобилизовался из армии, хотя и окончилась война, девушка вновь возвратилась в Белоруссию. Там и познакомилась со своим будущим мужем Александром, фельдшером по профессии. Он работал в санэпидстанции при железнодорожной станции Барановичи. Здесь у Атапиных появились сын Виктор и дочь Валентина. Жили в Барановичах в маленькой квартире. А перспективы улучшить в ближайшие годы жилищные условия – никакой. И семья Атаг иных перебралась в г. Киселевск Кемеровской области. Там же в 1953 году родилась младшая дочь Люба. Муж Александр Сергеевич устроился на привычное место работы – в санэпидстанцию, и вскоре семья уже жила в отдельной двухкомнатной служебной квартире. Лидия Николаевна заведовала одной из городских столовых. «Честная, принципиальная», – говорили о ней окружающие. Одни любили ее за искренность и прямоту, другие побаивались. Но быть другой Лидия Николаевна, вступившая в ряды коммунистов еще на фронте, не могла и не хотела
Не сломилась Лидия Николаевна и тогда, когда в 1968 году умер ее муж, Александр Сергеевич. Семья к тому времени уже жила в Камышине. Где бы и кем бы ни работала Атапина, она по-прежнему старалась не отступать от своих принципов Честными и порядочными воспитала Лидия Николаевна и своих детей Каждый получил образование, давшее «путевку в жизнь». Сын Виктор – офицер запаса, дочь Валентина работает фельдшером в одной из поликлиник нашего города, младшая, Люба, стала учителем русского языка и литературы, тоже живет и работает в Камышине Богата Лидия Николаевна и на продолжателей рода: у нее шесть внуков и трое правнуков День Победы она постарается провести с ними, самыми близкими и родными, теми, ради кого отстаивала в суровые военные годы право на мирную и счастливую жизнь…
   
Л. Воронина



Ваш комментарий для "Право на жизнь и счастье"
Ваше имя:
Текст сообщения:
(1000 символов),
html теги не пройдут
Защита от спама    7+3=
     Обратная связь © 2008-2024 гг.   Создай свой мир