Владимир ЗЕРНОВ, архитектор
История мирового зодчества говорит, что в каждом архитектурном сооружении заложены зримые или незримые, ясные или понятные лишь посвященным идеи. Воплощение свое они получают в виде геометрических построений, фигур, символов, имеющих скрытый смысл, являющихся своего рода знаками, своеобразными "письменами". Разгадав их, мы приоткрываем занавес над тайным замыслом великого безымянного творца, постигаем глубину его философии, дерзость замысла.
В течение многих лет мне довелось работать вместе с археологами, изучающими архитектурные памятники эпохи бронзы на территории нашей страны, реконструировать по уцелевшим остаткам отдельные сооружения. От конкретных сооружений я невольно переключил свое внимание и на более широкую тематику - на весь план данного объекта, будь это топографический план поселения, в которое входит тот или иной памятник, или архитектурный план самого сооружения. Если отдельные постройки интересны, красивы, символичны, то, быть может, они являются лишь частью чего-то общего, также красивого и символичного? Сначала это была смутная догадка. Но с годами она превращалась в твердое убеждение: отдельные постройки существуют не сами по себе, они связаны в единую систему. И расшифровать ее, видимо, можно.
В кажущейся хаотичной планировке, в бесформенных "случайных" руинах поселений эпохи бронзы - времени зарождения древнейших цивилизаций планеты - ОБЯЗАТЕЛЬНО присутствует архитектурно-планировочная концепция, имеющая философское значение в виде того или иного символа -архитектурно-ритуального канона. В свою очередь, хорошо знакомые археологам поселения эпохи бронзы - с кварталами, дворцами, культовыми и другими сооружениями - как бы покрывают, маскируют совершенно другую архитектуру, представленную гигантскими холмами правильной формы в виде объемных символов. Создается впечатление, что в эпоху бронзы строители вторично использовали другие, более древние сооружения, происхождение которых неизвестно.
Все эти символы различны по конфигурации, величине, ориентации по сторонам света и являются, как выяснилось, некой СИСТЕМОЙ. Верхняя и нижняя планировочные структуры подчинены единому гигантскому модулю - незримой, но математически строгой и доказуемой сетке. Сторона модуля меняется по шкале типоразмеров. Из реконструкции этой шкалы, выполненной автором, видно, что древняя метрология приводила в систему меры длины локтя человека, меридиана и пропорций в архитектуре. Диагонали модулей "лежат" на меридиане планеты. Таким образом, система образует своеобразную логически обоснованную цепочку: символ - модуль - шкала типоразмеров - меридианы.
Все эти архитектурные объемные символы, - математически рассчитанные, как бы запрограммированные, это долговременные зодческие планы, а отнюдь не прихоть строителей, веление моды или решение конкретных бытовых жилищных задач. Ибо, несмотря на уровень производительных сил, технические возможности, социальную структуру человеческого общества (первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального), в нем всегда были (и будут!) архитектурно-философские идеи и традиции, так же как и живые носители этих идей, и продолжатели традиций.
Похоже, что все эти архитектурные символы (позднее "накрытые" поселениями), которые археологи находят повсеместно на континенте Евразии, соединены в какую-то единую систему, имеют некий сокровенный смысл. Они образуют своеобразные надписи или узор, т. е. своего рода кодированное сообщение. Но "прочесть" его можно только в том случае, если рассматривать каждое "поселение-символ" откуда-то сверху, из космоса (на сплошном зеленом море растительности, окружающем их в древности, символы четко выделялись, ибо сооружались они из глины цвета охры или беж).
Как ясно читателю, цепочка умозаключений привела меня к космическим пришельцам, о которых так много и страстно спорят сторонники и противники гипотезы о палеоконтактах. Не будем вдаваться в эти споры. Если моя мысль верна, то, накладывая соответствующую структуру-мо- дуль на археологический памятник, мы можем вести планомерный поиск при раскопках поселений эпохи бронзы. Да и хорошо известные памятники этого времени потребуют углубленного изучения структуры их символов. А чтобы не быть голословным, проиллюстрирую свою гипотезу на примере эталонного архитектурного памятника эпохи бронзы - Алтын-Депе ("Золотой холм"). Расположен он на юге Туркмении, на берегу реки Меана, у одноименного поселка. Это древнейшее поселение вот уже несколько десятилетий раскапывают петербургские и туркменские археологи. В течение многих лет я выполнял для них различные художественно-научные работы: планы руин, реконструкции, зарисовки... и в конце концов обнаружил, что фактически мы имеем в Алтын-Депе два совершенно различных объекта, расположенных один под другим.
Топографический план холма, скрывавшего поселение эпохи бронзы Алтын-Депе, показан на рис. 1. Подобного рода бесформенные глинобитные холмы, разные по площади и высоте, разбросаны на огромной территории от Восточного Средиземноморья до Средней Азии и обычно носят название "депе" или "телль", что означает "холм".
На рис. 1 (справа вверху) показана скрытая основа Алтын-Депе - объемный символ, неразличимый сразу под руинами самого поселения, т. е. верхней части холма. Незримая модульная сетка, по которой спланированы как нижняя, так и верхняя части Алтын-Депе, дана на рис. 1 (внизу).
На рис. 2 показаны некоторые примеры реконструкций символов под руинами хорошо изученных археологами поселений. Симврлы даны в едином масштабе. Для сравнения в верхней части рисунка дана каменная пирамида Хеопса в Египте со стороной основания 236 м. Некоторое из этих объемных символов состоят из трех элементов: полусферы, усеченной пирамиды и лунообразной чаши.
Чтобы сегодня понять замысел древних зодчих, нужна помощь космической картографии, которая смогла бы не только нанести на карту известные объекты, но и выявить новые, недостающие, чтобы специалисты смогли целиком дешифровать эту систему. |