Я хочу рассказать вам об одном из необычных экспериментов из проведенных когда-либо исследователями различных стран.Представьте, что вы приглашены в неизвестную лабораторию для прохождения эксперимента добровольцем. К вам тихо подходит растрепанный ученый в халате, показывает на человека, который стоит в углу, и задумчиво говорит: "Надо казнить этого человека". Какова будет ваша реакция Я почему-то думаю, тут вы переспросите его. Исследователь повторно скажет, что суть эксперимента именно в этом, вы не перепутали.Если вы спросите у своих друзей, что бы они сделали в данном случае, они все будут говорить, что просто откажутся и не подумают делать этого. Но, согласно наблюдениям профессора из Университета Уэльса Стэнли Милгрема, выполненным в 1960-х годах 20 века, все дело всего лишь в подаче вопроса. Практически всех легко заставить совершить пытку, разница состоит в способе принуждения.В ходе своего исследования ученый убежденно говорил волонтерам, что с их помощью будет определяться способ принуждения на эффективность обучения. Один волонтер (он был "подставной уткой" исследователя) - далее УЧЕНИК, должен был запоминать слова по два, а другой (реальный волонтер "с улицы") - далее называемый УЧИТЕЛЬ - периодически проверять его успехи, называя первое из пары слов. В случае, если ученик дает неточный ответ, учитель должен "наказать" его ударом электрического тока через прикрепленные к тому электроды.Опыт начался. Ученик со временем начал давать неверные ответы, и величина напряжения, которым его "наказывал" учитель, увеличилась до сто двадцать вольт. С этого момента ученик начинал громко вскрикивать и говорить, что ему больно. Часто учитель прекращал опыт и переспрашивал у Милдгрема, как быть дальше. Профессор отвечал, что опыт должен продолжаться.На самом деле Милгрема интересовал не процесс обучения, а реакция "учителей", если им надо было выбрать между авторитетом и требованиями Милгрема и нежеланием причинить мучения ученику. Дальнейшие результаты стали сенсационными для Милгрема. Как оказалось, большая часть учителей продолжали опыт, даже когда ученик начинал неистово вопить "от боли", и почти все испытуемые доходили до крайней величины шкалы напряжения - четыреста вольт! . При этом ученик довольно натурально замолкал и казался умершим. Это повергало учителей в ужас, некоторые истерически плакали и покрывались ледяным потом.Как утверждал позже Милдгрем, своими исследованиями он хотел показать, что человек настолько верит величине авторитетов, что люди согласны производить под этим воздействием бесконечно ужасные действия, не контролируя свое поведение. Милдгрем, в частности, заметил, что во время Второй мировой войны немало людей помогали фашистам мучить своих же сограждан, потому что дело всего лишь в величине авторитета "учителей".Хочу добавить, что опыт имел место в США, но если бы его провели, скажем, в России, выводы, возможно, были бы противоположными. Славяне более склонны оказывать помощь ближним и отваге, чем объясняется небольшое количество предателей во время например, войны с фашистской Германией. |