Чуть ли не каждый день в воздухе появляются самолеты все новых марок. А вот аэропорты как будто застыли во времени: базовый проект типового аэропорта вот уже несколько десятилетий остается неизменным: здание аэропорта, башня административно-диспетчерских служб, взлетная полоса с рулевыми дорожками... Но вот, похоже, прогресс вскоре коснется и аэродромов. Во всяком случае Джим Стари из Колорадо изобрел принципиально новый тип аэропорта.
Этот проект, который изобретатель назвал Стар-портом, позволит уменьшить расход энергии и топлива, уменьшит шум и улучшит экологию, сообщает «Голос Америки». Изобретение построено на принципе использования силы тяжести. Самолеты стартуют с крыши 20-этажного здания и мчатся вниз по наклонной полосе, набирая скорость, словно санки с горки. Понятное дело, в таком случае они набирают скорость значительно быстрее, чем на обычной горизонтальной полосе, и отрываются от взлетной дорожки скорее.
Посадка же производится в противоположном направлении — в горку. Чтобы пилотам было легче взлетать и садиться, взлетные полосы внизу сделаны широкими, вверху — сужающимися и слегка вогнутыми, чтобы самолеты придерживались центральной оси автоматически. Крутизны полос недостаточно, чтобы полностью погасить скорость садящегося самолета, — иначе он, чего доброго, будет скатываться назад, не взобравшись на крышу, с непредсказуемыми последствиями. Чтобы затормозить в нужный момент, Джим Стари изобрел специальную тормозную систему, которая не только замедляет движение, но и использует энергию вращения колес для работы электрогенератора. Затем запасенная энергия используется для заруливания самолетов на стоянку. Благодаря этому пилот авиалайнера сможет выключать двигатели, как только колеса коснутся посадочной полосы, утверждает изобретатель.
«Боинг-747» расходует при посадке около 200 л горючего только на выруливание. По расчетам Стари, расход горючего может быть снижен при новой системе на взлет и посадку примерно на 25%. А это значит, крупный аэропорт сможет в год экономить около 1, 2 млн. т горючего. Кроме того, улучшится экология и снизится шум — ведь самолеты будут выключать двигатели тотчас по приземлении. А при взлете пробегать по земле меньшее расстояние. Кроме того, Стар-порт требует для своего размещения меньшие площади, чем обычно. Некоторые архитекторы с интересом рассматривают предложения Дж. Стари. Однако до строительства пробного аэропорта дело пока не дошло — слишком уж необычно это нововведение. |