Впервые тракторы, колесные с паровой машиной, появились в Англии и Франции в 1830-х г. и применялись на транспорте, а также в армии. С 1850-х г. паровые тракторы использовались для пахоты и других сухопутных работ.
Первоначально для пахоты применялись одно- и двухмашинные паровые канатные системы или гарнитуры (системы Фаулера, 1851), которые были надежны в работе, но отличались громоздкостью и малой долговечностью (из-за обрывов каната). С введением непосредственной тракции канатные системы были постепенно вытеснены из сельского хозяйства. Паровые тракторы вследствие их большого веса и высокой стоимости находили ограниченное применение. В России они насчитывались единицами в крупных помещичьих хозяйствах. В сельском хозяйстве США паровые тракторы применялись с 1890.
Первый гусеничный трактор с двумя паровыми машинами был построен и в 1888 испытан русским изобретателем Ф. А. Блиновым, который получил патент на гусеничный ход еще в 1879. Ценные изобретения по гусеничному ходу были осуществлены Д. А. Загряжским (1837) и А. П. Костиковым-Алмазовым (ок. 1889). В 1893-95 ученик Блинова Я. В. Мамин создал самоходную колесную тележку с двигателем внутреннего сгорания, которая явилась прообразом современного трактора.
В США первые трактора с двигателями внутреннего сгорания, работающими на нефти, были выпущены фирмой Харт-Парр (Hart-Parr) в 1901, однако практически применяться они начали с 1907.
Тракторы первых выпусков были тяжелы: паровые имели удельный вес 240-320 кг/л. с, с двигателями внутреннего сгорания - 160-240 кг/л. с. Диаметр ведущих колес достигал 2500 мм и более. В работе трактора были ненадежны, и их конструкция была весьма несовершенна: открытое устройство трансмиссии, охлаждение двигателя с помощью градирни и так далее.
С уменьшением удельного веса трактора возникла потребность в улучшении его тягово-сцепных качеств. Отдельные попытки увеличения диаметра ведущих колес и применения привода ко всем четырем колесам для улучшения тяговых качеств не дали тогда хороших результатов. Поэтому, начиная с 1912 в США фирмой Холт (Holt), а затем и в других странах строятся тракторы с гусеничным движителем, хотя и в ограниченных количествах. Первые гусеничные тракторы в Германии - WD-50 и WD-25 - производились с 1920-х гг. фирмой Вандерер-Дорнер.
С 1924 в США появились пропашные (универсальные) тракторы, значительно расширившие сферу механизации сельского хозяйства. Снабжение трактора механическим подъемником, а впоследствии (с 1937) гидравлическим подъемником создало предпосылки для применения навесных машин и орудий взамен прицепных. Это значительно снизило металлоемкость машинно-тракторного агрегата, повысило производительность и улучшило маневренность.
В послевоенный период в России и за рубежом совершенствуются конструкции трактора, расширяется их производство. На колесных тракторах вместо колес со стальными ободами и почвозацепами применяются колеса с пневматическими шинами. В Росси в значительных количествах производятся гусеничные тракторы. Широкое распространение получает гидравлическая навесная система, обеспечивающая возможность применения навесных машин и орудий. Большой толчок к расширению применения навесных орудий дало введение (с 1943) трехточечной гидравлической навесной системы, которая сейчас широко распространена.
В последние годы в ФРГ, ГДР, США, Англии, Италии и других странах появились тракторы типа самоходного шасси, приспособленные к размещению на их раме почвообрабатывающих, посевных, уборочных и других машин, а также платформы для грузов (обычно саморазгружающейся). |